Психофизиологические методы саморазвития и здоровьесбережения на основе избранных упражнений йоги

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психофизиологические методы  саморазвития и здоровьесбережения на основе избранных упражнений  йоги

Psychophysiological methods of self-development and health protection on the basis of selected techniques of yoga

Язык(и) обучения

русский

Трудоемкость в зачетных единицах: 4 

Регистрационный номер рабочей программы:

 Санкт-Петербург

2017

Раздел 1.        Характеристики учебных занятий

1.1.      Цели и задачи учебных занятий

Цель: Повышение средствами йоги адаптационных резервов организма и укрепление здоровья, обеспечивающих возможность самостоятельного применения в повседневной жизни, в том числе с целью самосовершенствования.

Задачи:

  • Изучение избранных психофизиологичеcких аспектов традиционных систем оздоровления;
  • Ознакомление студентов с доступными им экспресс-методами самооценки уровня здоровья и вегетативного обеспечения деятельности;
  • Овладение набором физических и дыхательных упражнений йоги;
  • Ознакомление студентов с системой самостоятельного применения упражнений йоги.

1.2.      Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Обучающиеся, имеющие допуск к занятиям по физической культуре, начиная с уровня специального медицинского, могут приступить к освоению дисциплины как в целом, так и, начиная с любого из его подразделов (оздоровительных профилей). Предусмотрена также возможность самостоятельного применения избранных методов в повседневном режиме вне зависимости от медицинской группы здоровья, в том числе лицам с ограниченными возможностями.

1.3.      Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В результате освоения курса обучающиеся должны
знать:

  • физиологические механизмы поддержания гомеостазиса как основы здоровья и работоспособности, физической и умственной;
  • факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;

уметь:

  • применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека средствами хатха-йоги;
  • давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;

владеть:

  • специфическими физическими и дыхательными упражнениями хатха-йоги;
  • методами управления состоянием здоровья;
  • методами повышения работоспособности средствами хатха-йоги.

1.4.      Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Занятия проводится в очной или очно-заочной форме (дистантное обучение средствами электронного обучения) с обязательной самостоятельной проработкой освоенных методов

• теоретические занятия в аудитории с доской для записи;  

• практические занятия в спортивном зале;

• самостоятельная работа с учебной литературой;

• написание рефератов с последующим взаимным обучением других слушателей по изложенной в реферате теме.

Раздел 2.        Организация, структура и содержание учебных занятий

2.1.      Организация учебных занятий... 

2.2.   Структура и содержание учебных занятий

№ п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

1

 Раздел 1: Гомеостазис и здоровье. Нервная регуляция. Понятие асаны в йоге.

 лекции

4

 практические занятия

 

 по методическим материалам

12

2

 Раздел 2: Вегетативное обеспечение деятельности. Бхуджангасана и сурья-намаскар.

 лекции

8

 практические занятия

 

 по методическим материалам

18

3

 Раздел 3. Регуляция дыхания и мозговой кровоток. Пранаяма

 лекции

8

 практические занятия

 

 по методическим материалам

18

4

 Раздел 4. Физиология медитации. Бамбуковое дыхание.

 лекции

4

 практические занятия

 

 по методическим материалам

12

5

 Раздел 5. Физиология терморегуляции. Тибетская йога туммо.

 лекции

6

 практические занятия

 

 по методическим материалам

15

Раздел 1: Гомеостазис и здоровье

Лекц. – 4 ч.; с/р – 16 ч.; акт.з. – 2 ч.
Нервная регуляция. Нейрон, дендрит и аксон. Синапс и медиаторы. Понятие о рефлекторной дуге. Автономная (вегетативная) нервная система и гомеостазис. Моторно-висцеральные взаимодействия и йога. Асана как эквивалент осанки.

Раздел 2: Вегетативное обеспечение деятельности.

Лекц. – 8 ч.; с/р – 26 ч.; акт.з. – 2 ч.
Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Эрготропные и трофотропные процессы. Бхуджангасана и работоспособность. Сурья-намаскар – физиология утреннего пробуждения..

Раздел 3: Регуляция дыхания и мозговой кровоток. Пранаяма

Лекц. – 8 ч.; с/р – 26 ч.; акт.з. – 2 ч.
Дыхание как энергетический процесс (окисление органических субстратов). Понятие о внешнем и тканевом газообмене. Дыхательный центр. Роль углекислого газа в регуляции внешнего газообмена. Углекислый газ как метаболический вазодилятатор. Гипервентиляция. Пранаяма как кумбхака (задержка дыхания) и периферический кровоток.

Раздел 4: Физиология медитации. Бамбуковое дыхание.

Лекц. – 4 ч.; с/р – 16 ч.; акт.з. – 2 ч.
Электроэнцефалограмма как эквивалент мозговой активности. Ретикулярная формация ствола мозга и уровень бодрствования. Нейромедиаторы внутреннего вознаграждения и мотивация. Дыхательный центр как часть ретикулярной формации. Кевала-кумбхака и бамбуковое дыхание в медитации дзен. Дзен и остроумие.

Раздел 5: Физиология терморегуляции. Тибетская йога туммо.

Лекц. – 6 ч.; с/р – 21 ч.; акт.з. – 2 ч.
Второе начало термодинамики и терморегуляция теплокровных животных. Сократительный и несократительный термогенез. Способы повышения теплопродукции. Пранаяма и гипоксический парадокс. Тибетская йога туммо как физиологическая технология повышения холодоустойчивости.

Раздел 3.        Обеспечение учебных занятий

3.1.      Методическое обеспечение

3.1.1    Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные и семинарские занятия в рамках данной дисциплины проводятся на основе информации, содержащейся в следующих основных типах источников:
• учебная литература по физиологии человека и животных;

• классическая литература по йоге (Йога-сутра и средневековые тексты по хатха-йоге);

• научные и научно-популярные работы автора по теме физиологии йоги.

Кроме того, при изложении части тем используется мультимедийная аппаратура.
Учебные материалы могут быть представлены как в печатном виде, так и в сети Интернет:
• студенческая электронная библиотека  studhistory.ru;

• официальный сайт Ринада Минвалеева tapasyoga.ru.

• первоисточники по йоге http://www.yogalib.ru/yoga-pervoistochniki

Основная учебная и научная литература

  1. Эберт Д. Физиологические аспекты йоги / Пер. с нем. Минвалеева Р.С. СПб, 1999.
  2. Минвалеев Р.С. Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги. СПб.: 2014. – 103 с. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=156
  3. Минвалеев Р.С. Основы здорового образа жизни // в кн. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту / под ред. Ш.З. Хуббиева, Т.И. Барановой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. - с. 115-128. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=152
  4. Минвалеев Р.С. ПАТЕНТ на изобретение № 2201192 "СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА" от 11.07.2000.
  5. Минвалеев Р.С., Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 2: Уддияна-бандха // Адаптивная физическая культура, 2003, №1 (13) - с.10-11. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=142  
  6. Минвалеев Р.С., Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 3: Гарудасана // Адаптивная физическая культура, 2003, №2(14) -  с.28-29. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=143
  7. Минвалеев Р.С., Ноздрачев А.Д., Кирьянова В.В., Иванов А.И. Постуральные влияния на уровень гормонов у здоровых людей. Сообщение I: Поза "кобры" и стероидные гормоны // Физиология человека, 2004, том 30, №4. -  с. 88-92. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=128    
  8. Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=110
  9. Кердо И. Индекс для оценки вегетативного тонуса, вычисляемый из данных кровообращения / Пер. с нем. Минвалеева Р.С. // Спортивна Медицина (Украина), 2009, №1-2. - с. 33-44. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=141  
  10. Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечно­сосудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: 2012, – с. 244-249.
  11. Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., Танака А. Туммо: физиологическая технология холодоустойчивости // ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции (19 – 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург)/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=157

 

3.4.3    Перечень иных информационных источников

• научная электронная библиотека  http://elibrary.ru;

• онлайн-сборник  www.sciencedirect.com;
• база данных http://www.scopus.com
• иные базы данных, доступные через научную библиотеку им. М.Горького на текущий момент.

Раздел 4. Разработчик программы

Минвалеев Ринад Султанович, кандидат биологических наук, доцент,

            (812)3287722

r.minvaleev@spbu.ru                                               


Файлы для скачивания:
12345
E-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений. Отправляя данные, Вы выражаете согласие с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности