Естественнонаучные основы психологии

Программа курса: Естественнонаучные основы психологии

Автор: к. биол. н. Минвалеев Ринад Султанович

1. Пояснительная записка

Изучение данного спецкурса в программе подготовки специалиста по практической психологии вызвано расширением естественнонаучного подхода в современном понимании поведения человека. Изучаемая дисциплина включает в себя избранные вопросы нормальной анатомии и физиологии человека, имеющие непосредственное отношение к социально-коммуникативной сфере жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется адаптивным системам нейроэндокринной регуляции организма человека. Дисциплина предполагает знакомство с основами организации центральной нервной системы, составляющей морфофункциональную базу психических функций человека; формирует навыки психофизиологической грамотности при решении конкретных психологических и психотерапевтических задач; раскрывает принципы организации высшей нервной деятельности как основы социального поведения человека.

2. Тематическое содержание занятий

  1. Клеточные основы поведения.
  • Работы И.М. Сеченова о физиологических основах психологии.
  • Нейрон как функциональная основа ЦНС.
  • Синапс. Понятие о нейромедиаторах.
  1. Строение нервной системы.
  • Рефлекторная дуга. И.П. Павлов и условный рефлекс.
  • Кора головного мозга как субстрат сознания.
  • Медиаторные системы мозга. Память и ее механизмы
  • Вегетативная нервная система как субстрат бессознательного.
  • Эрготропная роль симпато-адреналовой системы и трофическая функция парасимпатической нервной системы.
  1. Гормональный контроль поведения.
  • Инсулин и регуляция сахара крови. Реактивная гипогликемия и мозг.
  • Поведенческие эффекты катехоламинов. Роль адреналина в формировании стереотипа.
  • Учение о стрессе. Кортизол и выученная беспомощность.
  • Половые стероиды и воспитание.
  • Пролактин и родительское поведение.
  1. Тело и психика.
  • Вегетативное обеспечение психической деятельности.
  • Дыхание и кровоснабжение мозга.
  • Понятие о психосоматических заболеваниях.
  • Этология и психогенетика
  1. Высшая нервная деятельность.
  • Понятие о первой и второй сигнальных системах.
  • Учение А.А. Ухтомского о доминанте как психофизиологический механизм достижения поставленных целей.
  • Восходящие и нисходящие влияния ретикулярной формации.

3. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

Наименование тем

Общая трудоемкость (часов)

Аудиторные занятия. Из них:

Самостоя-тельные

Лекции

Методико-практические

1

Клеточные основы поведения

4

4

 

 

2.

Строение нервной системы

4

4

 

 

3.

Гормональный контроль поведения

4

4

 

 

4.

Тело и психика

4

4

 

 

5.

Высшая нервная деятельность

4

4

 

 

 

ИТОГО:

20

20

 

 

4. Форма итогового и промежуточного контроля

Форма итогового контроля – зачет. Форма промежуточного контроля – текущий опрос студентов по пройденным темам.

Примерные темы рефератов

  1. Роль нервной системы в процессах жизнедеятельности организма.
  2. Строение нейрона и организация нейронных связей.
  3. Организация синаптической передачи
  4. Рефлекторная дуга. Понятие рефлекса.
  5. Виды рефлексов. Условный рефлекс.
  6. Возбуждение и торможение в ЦНС.
  7. Анатомическая организация нервной системы. Отделы ЦНС и их функция.
  8. Вегетативная нервная система, строение, функция.
  9. Соотношение «врожденного» и «приобретенного» в психике человека.
  10. Понятие о первой и второй сигнальных системах.
  11. Морфо-функциональные основы памяти.
  12. Роль ретикулярной формации в формировании внимания.
  13. Физиологические предпосылки эмоций и мотиваций.
  14. Функциональная роль ретикулярной формации.
  15. Генетические основы психики и поведения.
  16. Гормональный контроль поведения.
  17. Поведенческие эффекты адреналина.
  18. Понятие о психосоматических заболеваниях
  19. Учение А.А. Ухтомского о доминанте
  20. Этология и поведение человека.

 

5. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Рекомендуемая литература (основная):

  1. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь. / Под ред. А.С.Батуева. – СПб: "Питер", 2002.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Перевод с англ. - М.: Мир, 1988.
  3. Сеченов И. М. Элементы мысли. – СПб: "Питер", 2001. – (Серия: «Психология-классика»)
  4. Павлов И. П. Рефлекс свободы. – СПб: "Питер", 2001. – (Серия: «Психология-классика»)
  5. Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб: "Питер", 2002. – (Серия: «Психология-классика»)
  6. Дельгадо Х. Мозг и сознание. Перевод с англ. - М.: Мир, 1971.
  7. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  8. Жуков Д. А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. Учебник. – СПб: «Юридический центр Пресс», 2004.
  9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1988.
12345
E-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений. Отправляя данные, Вы выражаете согласие с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности