Психофизиологические методы саморазвития и здоровьесбережения на основе избранных упражнений йоги
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психофизиологические методы саморазвития и здоровьесбережения на основе избранных упражнений йоги
Psychophysiological methods of self-development and health protection on the basis of selected techniques of yoga
Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 4
Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург
2017
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Цель: Повышение средствами йоги адаптационных резервов организма и укрепление здоровья, обеспечивающих возможность самостоятельного применения в повседневной жизни, в том числе с целью самосовершенствования.
Задачи:
- Изучение избранных психофизиологичеcких аспектов традиционных систем оздоровления;
- Ознакомление студентов с доступными им экспресс-методами самооценки уровня здоровья и вегетативного обеспечения деятельности;
- Овладение набором физических и дыхательных упражнений йоги;
- Ознакомление студентов с системой самостоятельного применения упражнений йоги.
1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Обучающиеся, имеющие допуск к занятиям по физической культуре, начиная с уровня специального медицинского, могут приступить к освоению дисциплины как в целом, так и, начиная с любого из его подразделов (оздоровительных профилей). Предусмотрена также возможность самостоятельного применения избранных методов в повседневном режиме вне зависимости от медицинской группы здоровья, в том числе лицам с ограниченными возможностями.
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
В результате освоения курса обучающиеся должны
знать:
- физиологические механизмы поддержания гомеостазиса как основы здоровья и работоспособности, физической и умственной;
- факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
уметь:
- применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека средствами хатха-йоги;
- давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
владеть:
- специфическими физическими и дыхательными упражнениями хатха-йоги;
- методами управления состоянием здоровья;
- методами повышения работоспособности средствами хатха-йоги.
1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Занятия проводится в очной или очно-заочной форме (дистантное обучение средствами электронного обучения) с обязательной самостоятельной проработкой освоенных методов
• теоретические занятия в аудитории с доской для записи;
• практические занятия в спортивном зале;
• самостоятельная работа с учебной литературой;
• написание рефератов с последующим взаимным обучением других слушателей по изложенной в реферате теме.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий...
2.2. Структура и содержание учебных занятий
№ п/п |
Наименование темы (раздела, части) |
Вид учебных занятий |
Количество часов |
1 |
Раздел 1: Гомеостазис и здоровье. Нервная регуляция. Понятие асаны в йоге. |
лекции |
4 |
практические занятия |
|
||
по методическим материалам |
12 |
||
2 |
Раздел 2: Вегетативное обеспечение деятельности. Бхуджангасана и сурья-намаскар. |
лекции |
8 |
практические занятия |
|
||
по методическим материалам |
18 |
||
3 |
Раздел 3. Регуляция дыхания и мозговой кровоток. Пранаяма |
лекции |
8 |
практические занятия |
|
||
по методическим материалам |
18 |
||
4 |
Раздел 4. Физиология медитации. Бамбуковое дыхание. |
лекции |
4 |
практические занятия |
|
||
по методическим материалам |
12 |
||
5 |
Раздел 5. Физиология терморегуляции. Тибетская йога туммо. |
лекции |
6 |
практические занятия |
|
||
по методическим материалам |
15 |
Раздел 1: Гомеостазис и здоровье
Лекц. – 4 ч.; с/р – 16 ч.; акт.з. – 2 ч.
Нервная регуляция. Нейрон, дендрит и аксон. Синапс и медиаторы. Понятие о рефлекторной дуге. Автономная (вегетативная) нервная система и гомеостазис. Моторно-висцеральные взаимодействия и йога. Асана как эквивалент осанки.
Раздел 2: Вегетативное обеспечение деятельности.
Лекц. – 8 ч.; с/р – 26 ч.; акт.з. – 2 ч.
Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Эрготропные и трофотропные процессы. Бхуджангасана и работоспособность. Сурья-намаскар – физиология утреннего пробуждения..
Раздел 3: Регуляция дыхания и мозговой кровоток. Пранаяма
Лекц. – 8 ч.; с/р – 26 ч.; акт.з. – 2 ч.
Дыхание как энергетический процесс (окисление органических субстратов). Понятие о внешнем и тканевом газообмене. Дыхательный центр. Роль углекислого газа в регуляции внешнего газообмена. Углекислый газ как метаболический вазодилятатор. Гипервентиляция. Пранаяма как кумбхака (задержка дыхания) и периферический кровоток.
Раздел 4: Физиология медитации. Бамбуковое дыхание.
Лекц. – 4 ч.; с/р – 16 ч.; акт.з. – 2 ч.
Электроэнцефалограмма как эквивалент мозговой активности. Ретикулярная формация ствола мозга и уровень бодрствования. Нейромедиаторы внутреннего вознаграждения и мотивация. Дыхательный центр как часть ретикулярной формации. Кевала-кумбхака и бамбуковое дыхание в медитации дзен. Дзен и остроумие.
Раздел 5: Физиология терморегуляции. Тибетская йога туммо.
Лекц. – 6 ч.; с/р – 21 ч.; акт.з. – 2 ч.
Второе начало термодинамики и терморегуляция теплокровных животных. Сократительный и несократительный термогенез. Способы повышения теплопродукции. Пранаяма и гипоксический парадокс. Тибетская йога туммо как физиологическая технология повышения холодоустойчивости.
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
3.1. Методическое обеспечение
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
Лекционные и семинарские занятия в рамках данной дисциплины проводятся на основе информации, содержащейся в следующих основных типах источников:
• учебная литература по физиологии человека и животных;
• классическая литература по йоге (Йога-сутра и средневековые тексты по хатха-йоге);
• научные и научно-популярные работы автора по теме физиологии йоги.
Кроме того, при изложении части тем используется мультимедийная аппаратура.
Учебные материалы могут быть представлены как в печатном виде, так и в сети Интернет:
• студенческая электронная библиотека studhistory.ru;
• официальный сайт Ринада Минвалеева tapasyoga.ru.
• первоисточники по йоге http://www.yogalib.ru/yoga-pervoistochniki
Основная учебная и научная литература
- Эберт Д. Физиологические аспекты йоги / Пер. с нем. Минвалеева Р.С. СПб, 1999.
- Минвалеев Р.С. Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги. СПб.: 2014. – 103 с. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=156
- Минвалеев Р.С. Основы здорового образа жизни // в кн. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту / под ред. Ш.З. Хуббиева, Т.И. Барановой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. - с. 115-128. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=152
- Минвалеев Р.С. ПАТЕНТ на изобретение № 2201192 "СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА" от 11.07.2000.
- Минвалеев Р.С., Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 2: Уддияна-бандха // Адаптивная физическая культура, 2003, №1 (13) - с.10-11. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=142
- Минвалеев Р.С., Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 3: Гарудасана // Адаптивная физическая культура, 2003, №2(14) - с.28-29. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=143
- Минвалеев Р.С., Ноздрачев А.Д., Кирьянова В.В., Иванов А.И. Постуральные влияния на уровень гормонов у здоровых людей. Сообщение I: Поза "кобры" и стероидные гормоны // Физиология человека, 2004, том 30, №4. - с. 88-92. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=128
- Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=110
- Кердо И. Индекс для оценки вегетативного тонуса, вычисляемый из данных кровообращения / Пер. с нем. Минвалеева Р.С. // Спортивна Медицина (Украина), 2009, №1-2. - с. 33-44. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=141
- Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечнососудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: 2012, – с. 244-249.
- Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., Танака А. Туммо: физиологическая технология холодоустойчивости // ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции (19 – 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург)/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135. http://tapasyoga.ru/contents.php?id=157
3.4.3 Перечень иных информационных источников
• научная электронная библиотека http://elibrary.ru;
• онлайн-сборник www.sciencedirect.com;
• база данных http://www.scopus.com
• иные базы данных, доступные через научную библиотеку им. М.Горького на текущий момент.
Раздел 4. Разработчик программы
Минвалеев Ринад Султанович, кандидат биологических наук, доцент,
(812)3287722
r.minvaleev@spbu.ru
Файлы для скачивания: