Естественнонаучные основы психологии
Программа курса: Естественнонаучные основы психологии
Автор: к. биол. н. Минвалеев Ринад Султанович
1. Пояснительная записка
Изучение данного спецкурса в программе подготовки специалиста по практической психологии вызвано расширением естественнонаучного подхода в современном понимании поведения человека. Изучаемая дисциплина включает в себя избранные вопросы нормальной анатомии и физиологии человека, имеющие непосредственное отношение к социально-коммуникативной сфере жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется адаптивным системам нейроэндокринной регуляции организма человека. Дисциплина предполагает знакомство с основами организации центральной нервной системы, составляющей морфофункциональную базу психических функций человека; формирует навыки психофизиологической грамотности при решении конкретных психологических и психотерапевтических задач; раскрывает принципы организации высшей нервной деятельности как основы социального поведения человека.
2. Тематическое содержание занятий
- Клеточные основы поведения.
- Работы И.М. Сеченова о физиологических основах психологии.
- Нейрон как функциональная основа ЦНС.
- Синапс. Понятие о нейромедиаторах.
- Строение нервной системы.
- Рефлекторная дуга. И.П. Павлов и условный рефлекс.
- Кора головного мозга как субстрат сознания.
- Медиаторные системы мозга. Память и ее механизмы
- Вегетативная нервная система как субстрат бессознательного.
- Эрготропная роль симпато-адреналовой системы и трофическая функция парасимпатической нервной системы.
- Гормональный контроль поведения.
- Инсулин и регуляция сахара крови. Реактивная гипогликемия и мозг.
- Поведенческие эффекты катехоламинов. Роль адреналина в формировании стереотипа.
- Учение о стрессе. Кортизол и выученная беспомощность.
- Половые стероиды и воспитание.
- Пролактин и родительское поведение.
- Тело и психика.
- Вегетативное обеспечение психической деятельности.
- Дыхание и кровоснабжение мозга.
- Понятие о психосоматических заболеваниях.
- Этология и психогенетика
- Высшая нервная деятельность.
- Понятие о первой и второй сигнальных системах.
- Учение А.А. Ухтомского о доминанте как психофизиологический механизм достижения поставленных целей.
- Восходящие и нисходящие влияния ретикулярной формации.
3. Распределение часов курса по темам и видам работ
|
Наименование тем |
Общая трудоемкость (часов) |
Аудиторные занятия. Из них: |
Самостоя-тельные |
|
Лекции |
Методико-практические |
||||
1 |
Клеточные основы поведения |
4 |
4 |
|
|
2. |
Строение нервной системы |
4 |
4 |
|
|
3. |
Гормональный контроль поведения |
4 |
4 |
|
|
4. |
Тело и психика |
4 |
4 |
|
|
5. |
Высшая нервная деятельность |
4 |
4 |
|
|
|
ИТОГО: |
20 |
20 |
|
|
4. Форма итогового и промежуточного контроля
Форма итогового контроля – зачет. Форма промежуточного контроля – текущий опрос студентов по пройденным темам.
Примерные темы рефератов
- Роль нервной системы в процессах жизнедеятельности организма.
- Строение нейрона и организация нейронных связей.
- Организация синаптической передачи
- Рефлекторная дуга. Понятие рефлекса.
- Виды рефлексов. Условный рефлекс.
- Возбуждение и торможение в ЦНС.
- Анатомическая организация нервной системы. Отделы ЦНС и их функция.
- Вегетативная нервная система, строение, функция.
- Соотношение «врожденного» и «приобретенного» в психике человека.
- Понятие о первой и второй сигнальных системах.
- Морфо-функциональные основы памяти.
- Роль ретикулярной формации в формировании внимания.
- Физиологические предпосылки эмоций и мотиваций.
- Функциональная роль ретикулярной формации.
- Генетические основы психики и поведения.
- Гормональный контроль поведения.
- Поведенческие эффекты адреналина.
- Понятие о психосоматических заболеваниях
- Учение А.А. Ухтомского о доминанте
- Этология и поведение человека.
5. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная):
- Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь. / Под ред. А.С.Батуева. – СПб: "Питер", 2002.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Перевод с англ. - М.: Мир, 1988.
- Сеченов И. М. Элементы мысли. – СПб: "Питер", 2001. – (Серия: «Психология-классика»)
- Павлов И. П. Рефлекс свободы. – СПб: "Питер", 2001. – (Серия: «Психология-классика»)
- Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб: "Питер", 2002. – (Серия: «Психология-классика»)
- Дельгадо Х. Мозг и сознание. Перевод с англ. - М.: Мир, 1971.
- Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Жуков Д. А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. Учебник. – СПб: «Юридический центр Пресс», 2004.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1988.