ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ”
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
РЕКОМЕНДОВАНО
Методической комиссией СПбГУ
21.02.2002 г.
Председатель комиссии
В.Б. Касевич
примерная Программа учебной дисциплины
“Культура здоровья”
Авторы:
доц. к.б.н. Трунин В.В., к.б.н. Минвалеев Р.С., Иванов А.И.
Рецензенты:
1) проф. Корягин В.Н. (медицинский факультет СПбГУ),
2) доц. Елохина Т.П. (психологический факультет СПбГУ),
3) доц. Яценко Л.Г. (кафедра физической культуры и спорта СПбГУ)
1. Пояснительная записка
Необходимость изучения в вузах курса "Культура здоровья" диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы вузов обязательное знание курса "Культура здоровья" необходимо для поддержания высокого уровня умственной работоспособности студентов и сохранения их здоровья.
Данная учебная программа "Культура здоровья" является примерной и может быть легко адаптирована для реализации на различных факультетах университета, в том числе и медико-биологического направления.
2. Организационно-методический раздел
Цель курса:
- вооружение студентов знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.
2.2. Задачи курса:
- получение студентами системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья;
- изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни;
- обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;
- изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем;
- ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений.
2.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Культура здоровья - учение о здоровье. Культура здоровья - это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, педагогика, традиционные этнические системы оздоровления, теория и методика физического воспитания, исторически сложившиеся региональные и этнические учения о здоровом образе жизни. Предметом дисциплины "Культура здоровья" является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Предметом изучения дисциплины "Культура здоровья" является:
1) здоровье как медицинская и социальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы оценки индивидуального развития здоровья;
4) способы сохранения и укрепления здоровья;
5) теория и методика здорового образа жизни.
Лекционный материал вбирает сведения об основных физиологических и психологических закономерностях жизнедеятельности организма человека. Рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального питания, закаливания организма, основные аспекты саморазрушающего поведения, традиционные этнические оздоровительные системы тренировки, мировоззренческие аспекты здорового образа жизни и т. д.
Лабораторные (методико-практические) занятия предусматривают освоение методических приемов оценки функционального состояния организма, уровня физического состояния и количественной оценки соматического здоровья, а также методов коррекции состояния организма и т.д. Кроме того, эти занятия предусматривают освоение различных оздоровительных систем (туристические походы выходного дня и многодневные, лыжные прогулки, водный туризм, аутогенная тренировка, элементы восточных оздоровительных систем и т.д.). Культура здоровья – это перспективная отрасль научного знания, которая занимает одно из ведущих мест в системе естествознания.
Культура здоровья вместе с другими отраслями медико-биологической науки, составляет естественнонаучную основу здорового образа жизни, а в целом и профессиональных знаний любого специалиста.
2.4. Требования к уровню усвоения содержания курса.
Выпускник должен знать:
- основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
- методы и способы, сохраняющие и укрепляющие здоровье;
- факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
- физиологические основы рационального питания, расширения адаптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
- поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
- основные приемы и методы по реабилитации человека;
- основы семейной этики, сексологии и сексопатологии.
Выпускник должен уметь:
- определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
- давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
- составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
- применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.
3. Содержание курса
3.1. Разделы курса.
Курс "Культура здоровья" состоит из трех разделов. Первый – теоретический. Тематика лекционного курса насчитывает 6 тем. Второй раздел – методико-практический. В этом разделе планируется проведение 7 лабораторных работ. Третий раздел – контрольный. В него входит текущая оценка знаний и умений студентов и итоговый экзамен по всему курсу.
3.2. Темы и краткое содержание (лекционный курс)
Тема 1. Введение в дисциплину "Культура здоровья" (2 часа)
Лекция 1.Здоровье как человеческая ценность (2 часа). Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья.
Тема 2. Биологические основы здоровья (14 часов)
Лекция 2. Биохимические основы функционирования здорового организма человека. Основные структурные системы организма (2 часа). Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья. Роль холестерина в нормальном функционировании организма. Холестерин и атеросклероз. Клетка как минимальная единица организма. Строение клеточной мембраны. Рецепторы. Влияние на здоровье. Виды тканей и их роль в нормальном функционировании организма. Покровная ткань. Кожа как вид эпителиальной ткани. Принципы физиологической косметики. Виды соединительной ткани. Роль жировой ткани в организме человека. Нервно-мышечная система. Влияние физической подготовки на здоровье человека.
Лекция 3.. Нервная ткань как система регуляции здоровья. (2 часа). Строение нейронных сетей. Виды нейронов. Понятие о синаптической передаче. Рефлекторная дуга и поддержание постоянства внутренней среды организма как основа здоровья и долголетия. Вегетативная нервная система и здоровье. Симпатическая нервная система и работоспособность. Методы повышения работоспособности. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и гомеостаз. Вегетативная регуляция регионального кровотока. Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.
Лекция 4. Опорно-двигательный аппарат и здоровье. (2часа). Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность и здоровье. Строение позвоночника как опоры тела. Роль правильной осанки для здоровья и социальной адаптации. Причины остеохондроза. Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.
Лекция 5. Дыхание и кровообращение – два главных условия жизни. (2 часа) Структура и функция сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление и венозный возврат. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Респираторная система и основные оздоровительные системы, направленные на ее развитие.Легочная вентиляция. Транспорт кислорода и углекислого газа. Регуляция внешнего и тканевого дыхания. Гипервентиляция и мозговой кровоток. Физиологические механизмы психосоматических расстройств и пути их профилактики.
Лекция 6. Иммунитет и здоровье (2 часа) Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Болезнь как функция специфического иммунитета. Аллергия. Аутоиммунитет и болезни старения. Традиционные методы укрепления иммунной резистентности.
Лекция 7. Эндокринная система и здоровье (2 часа) Основные гормоны и их роль в нормальной жизнедеятельности организма. Голодание и глюкокортикоиды. Половые гормоны и поведение. Тропные гормоны и старение.
Лекция 8. Пищеварение, рациональное питание и здоровье (2 часа). Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Питание ‑ необходимая жизненная потребность человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры (липиды), белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Распространенные заблуждения о питании. Ожирение и здоровье. Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.
Тема 3. Образ жизни и здоровье (6 часов)
Лекция 9. Здоровый и нездоровый образ жизни (2 часа). Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - основа долголетия. Адаптационные процессы в организме и здоровье. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.
Лекция 10-11. Физическая активность и здоровье (4 часа). Физическая активность и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия, гипокинезия и здоровье. Сердечно-сосудистые заболевания и физическая активность. Особенности физической активности различных контингентов населения. Понятие о резервах организма. Потенциал здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития физического здоровья. Аэробные возможности человека и здоровье.
Тема 4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье (4 часа)
Лекция 12. Окружающая среда и здоровье (2 часа). Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Биологические и физико-химические основы терморегуляции. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.
Лекция 13. Сезонный образ жизни. (2 часа). Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость. Применение результатов научно-обоснованных биоритмов к решению задач укрепления здоровья.
Тема 5. Аутопатогении (6 часов)
Лекция 14. Курение и здоровье (2 часа). Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы преодоления курения.
Лекция 15. Токсикомания, наркомания и здоровье (2 часа). Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их употреблении. Медиаторные механизмы наркотической зависимости (опиаты, галюциногены, амфетамины). Физиологический механизм героиновой "ломки". "Флэшбэк" и психоделическая культура. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические мероприятия.
Лекция 16.Пьянство и здоровье (2 часа) Действие этанола на организм человека. Роль алкогольдегидрогеназы. Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам в агрессивных социальных условиях.
Тема 6. Семейная этика, сексология и сексопатология (2 часа)
Лекция 17. Семейная этика, сексология и сексопатология (2 часа). Анатомо - физиологические основы полового развития. Вегетативное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение. Тестостерон и половое влечение. Пролактин и родительское поведение. Влияние стереотипов поведения и морально-нравственного воспитания на половое развитие. Губительная роль порнографии и разврата на половую функцию. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. Венерические заболевания и их профилактика.
(Тематика лабораторных занятий)
- Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы и т.д.) (2 часа).
- Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (Определения частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления. Ознакомление с функциональными пробами и тестами оценки развития сердечно-сосудистой системы – PWc170, проба Руфье, Гарвардский степ-тест и др.) (2 часа).
- Методы оценки состояния здоровья. Статистическая объективизация оценки здоровья. Оценка средних значений характеристик. Оценки динамики характеристик. Надежность оценки. Самооценка состояния здоровья. (2 часа).
- Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ (2 часа).
- Оценка риска возникновения различных заболеваний. Оценка физического и соматического здоровья (2 часа).
- Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.
- Методика оздоровительной тренировки мышц глаз. Физические упражнения при различных заболеваниях глаз. Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных упражнений.
3.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Введение в дисциплину "Культура здоровья":
- Что такое здоровье и болезнь?
- Какие факторы определяют здоровье?
Тема 2. Биологические основы здоровья.
- Что такое изомерия органических молекул и ее роль для здоровья?
- Что такое холестерин?
- Что такое жировая ткань?
- Как ограничения в питании приводят к ожирению?
- Почему "не годы старят, а невзгоды"?
- Что такое чувствительные нейроны?
- Что называется рефлекторной дугой?
- Почему наркомания неизлечима или что такое синаптическая передача?
- Что называется стрессом?
- Что такое пилоэрекция?
- Что такое "отложение солей"?
- Что называется артериальным давлением?
- Что такое венозный возврат?
- Что такое варикозное расширение вен?
- Каковы последствия гипервентиляции?
- В чем опасность специфического иммунитета?
- Что такое аллергия?
- К каким последствиям ведет голодание?
- Почему надо есть досыта?
- Что такое специфическое динамическое действие пищи?
Тема 3. Образ жизни и здоровье
- Что означает понятие "традиционные основы здорового образа жизни"?
- Каковы основные факторы здорового образа жизни?
- Какова роль физической активности в здоровом образе жизни?
- Что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье?
- Каковы основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта?
- Что такое аэробные возможности человека?
Тема 4. Окружающая среда и здоровье
- Как влияет экологическая обстановка на здоровье?
- В чем состоит значение режима дня?
- Что такое закаливание организма?
- Что такое метеозависимость?
- Как влияет погода на здоровых людей?
Тема 5. Аутопатогения
- Как влияет курение на здоровье человека?
- Как влияет курение на мозговой кровоток?
- Каковы способы преодоления курения?
- Каков физиологический механизм наркотической зависимости?
- Что такое "флэшбэк"?
- Как влияет алкоголь на организм человека?
- Какова функция алкогольдегидрогеназы?
Тема 7. Семейная этика, сексология и сексопатология.
- Что делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной?
- Какова роль вегетативной нервной системы в обеспечении половой функции?
- Как влияют половые гормоны на поведение?
- Что такое первичные, вторичные, третичные и четвертичные половые признаки?
3.4. Тематика рефератов, курсовых работ
- Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия последствиям вредных экологических влияний.
- Принципы здорового питания.
- Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
- Методы безопасной коррекции веса.
- Механизмы наркотической зависимости.
- Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
- Женский алкоголизм как основа вырождения нации.
- Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
- Биоритмы и их значение в режиме дня.
- Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.
- Сексология и сексопатология в трудах отечественных и зарубежных ученых.
- Сексопатология в обыденной жизни. (З.Фрейд, Э.Фромм и т.д.)
- Физиологические аспекты йоги.
- Стресс и доступные методы его преодоления.
- Стрессогенные заболевания и методы их профилактики.
- Погода и здоровье. Метеозависимость
- Русские народные метеорологические приметы, границы их применимости и связь их со здоровьем.
- Русские народные пословицы о здоровье.
- Влияние кофеина на организм человека.
- Природные факторы здоровья человека.
- Синдром хронической усталости и пути его профилактики.
- Гигиена умственного труда.
- Методы самооценки состояния здоровья.
- М.В.Ломоносов "О сохранении и умножении российского народа"
- Традиционные религии и здоровье.
- Сектантство и здоровье.
- Соотношение телесного и духовного в здоровом образе жизни.
3.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья.
- Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни.
- Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Конституция тела и здоровье. Показатели здоровья.
- Основные структурные системы организма.
- Роль холестерина в нормальном функционировании организма. Холестерин и атеросклероз.
- Виды тканей и их роль в нормальном функционировании организма.
- Витамины и их значение для поддержания здоровья.
- Клетка как минимальная единица организма. Строение клеточной мембраны.
- Кожа как вид эпителиальной ткани. Принципы физиологической косметики.
- Виды соединительной ткани. Роль жировой ткани в организме человека.
- Нервно-мышечная система. Влияние физической подготовки на здоровье человека.
- Строение нейронных сетей. Виды нейронов.
- Понятие о синаптической передаче. Нейромедиаторы.
- Рефлекторная дуга и поддержание постоянства внутренней среды организма как основы здоровья и долголетия.
- Центральная нервная система (строение и функции головного и спинного мозга).
- Вегетативная нервная система и здоровье.
- Симпатическая нервная система и работоспособность.
- Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и гомеостаз.
- Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.
- Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность и здоровье.
- Строение позвоночника как опоры тела. Причины остеохондроза.
- Структура и функция сердечно-сосудистой системы.
- Систолический и минутный объем крови. Распределение крови.
- Кровяное давление. Методы измерения артериального давления
- Состав и функции крови (плазма крови, форменные элементы, вязкость крови).
- Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Перераспределение крови при мышечной работе.
- Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
- Влияние регулярной аэробной физической активности на здоровье.
- Легочная вентиляция. Частота и глубина дыхания. Диффузионная способность легких. Жизненная емкость легких.
- Транспорт кислорода и углекислого газа. Газообмен в мышцах. Внешнее дыхание при мышечной деятельности.
- Регуляция внешнего и тканевого дыхания. Гипервентиляция и мозговой кровоток.
- Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Аллергия. Аутоиммунитет и болезни старения.
- Основные гормоны и их роль в нормальной жизнедеятельности организма.
- Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.
- Основы рационального питания человека. Питание при здоровом образе жизни.Энергетика питания.
- Действие голода на организм. Голодание и глюкокортикоиды.
- Питание при занятиях физической культурой и спортом.
- Биологические и физико-химические основы терморегуляции. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание.
- Закаливание организма. Принципы, средства и способы закаливания. Закаливание в здоровом образе жизни.
- Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость.
- Адаптационные процессы в организме и здоровье. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека. Аэробные возможности человека (МПК) и здоровье.
- Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия, гипокинезия и здоровье.
- Сердечно-сосудистые заболевания и физическая активность. Особенности физической активности различных контингентов населения. Основные направления работы по повышению физической активности среди населения.
- Ожирение. Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.
- Основные принципы оздоровительной физической культуры и спорта. Виды тренировочных программ и влияние их на уровень здоровья. Влияние аэробных упражнений на организм.
- Влияние физических упражнений, направленных на развитие гибкости и силы на здоровье человека.
- Физиологические факторы, определяющие развитие гибкости и силы. Регулирование физической нагрузки при тренировки гибкости и силы.
- Образ жизни и экология. Экология человека и адаптация. Экология человека и болезни. Экология и адаптация человека.
- Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Гигиена умственного труда.
- Распространенность курения в России. Влияние курения на здоровье и продолжительности жизни. Компоненты табачного дыма.
- Типы курительного поведения и стадии курения. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Способы преодоления курения.
- Виды наркомании и последствия при их употреблении. Медиаторные механизмы наркотической зависимости (опиаты, галюциногены, амфетамины).
- Физиологический механизм героиновой "ломки". "Флэшбэк" и психоделическая культура. Необратимые последствия употребления наркотиков.
- Алкоголь и здоровье. Физиологические механизмы опьянения. Профилактические мероприятия.
- Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени.
- Анатомо-физиологические основы полового развития. Венерические заболевания и их профилактика. СПИД.
- Вегетативное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение.
- Влияние стереотипов поведения и морально-нравственного воспитания на половое развитие.
- Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, кровяное давление, проба Руфье, PWC170, Гарвардский степ-тест и др.).
- Статистическая объективизация оценки здоровья. Оценка средних значений характеристик. Оценки динамики характеристик. Надежность оценки.
4. Распределение часов курса по темам и видам работ
|
Наименование тем |
Общая трудоемкость (часов) |
Аудиторные занятия. Из них: |
Самостоя-тельные |
|
Лекции |
Методико-практические |
||||
1 |
Введение в дисциплину |
4 |
2 |
- |
2 |
2. |
Биологические основы здоровья |
40 |
14 |
6 |
20 |
3. |
Образ жизни и здоровье |
28 |
6 |
8 |
14 |
4. |
Окружающая среда и здоровье |
8 |
4 |
- |
4 |
5. |
Аутопатогения и здоровье |
12 |
6 |
- |
6 |
6. |
Семейная этика, сексология и сексопатология |
4 |
2 |
- |
2 |
|
ИТОГО: |
96 |
34 |
14 |
48 |
5. Форма итогового и промежуточного контроля
Форма итогового контроля – экзамен. Форма промежуточного контроля – текущий опрос студентов по пройденным темам и обязательное выполнение в письменном виде 5-ти учебно-исследовательских лабораторных работ.
6. Учебно-методическое обеспечение курса
6.1. Рекомендуемая литература (основная)
- Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. – М.: Издательская фирма "КРУК", 1998.
- Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь. / Под ред. А.С.Батуева. – СПб: "Питер", 2002.
- Брэтмен С. Нетрадиционная медицина. Плюсы и минусы двадцати методов лечения. СПб: Питер, 1997.
- Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия феномен зависимости. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2001.
- Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Конышев В.А. Кому что есть. Раздумья о пище. Москва: ФиС, 1998.
- Медицинский справочник тренера. – М.: "ФиС", 1981.
- Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. - СПб: "Питер", 2001.
- Минвалеев Р.С. Похудеть без вреда. Очерки прикладной физиологии. - СПб: "Питер", 2002.
10. Пенелопа Оуди. Полный медицинский травник. Практическое руководство по траволечению. – М.: "Дорлинг Киндерсли Лимитед", "Слово", 2000.
11. Сексопатология. Справочник. Под ред. Г.С.Васильченко. - М.: "Медицина", 1990.
12. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Г., Хайман С.Е. Наркология: Пер. с англ.. – М., СПб.: "Изд-во БИНОМ" – "Невский диалект", 2000.
6.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
- Бабушкин А. Баня: дом здоровья. – СПб: "Питер", 2000.
- Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининградское книжное изд-во, 1993.
- Бирюков А.А. Эта волшебная баня. М., Советский спорт, 1991.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Перевод с англ. Москва: Мир, 1988.
- В.М.Дильман Большие биологические часы. – М.: "Знание", 1986.
- Вл.И.Даль. Пословицы русского народа.
- Д.Эберт. Физиологические аспекты йоги. Пер. с нем. Минвалеева Р.С. - СПб, 1997.
- Девятова М.В. Нет – остеохондрозу. – СПб: Комплект, 1997.
- Дольник В. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Зильбер А.П. За здоровьем - в сауну! – Петрозаводск, 1991.
- Клещева Р.П. Табакокурение и мозг. – М.: "Наука", 1991.
- Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б., Ибрагимов А.К. Ядовитые животные и растения СССР. – М.: "Высшая школа", 1990.
- Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972.
- Дубров А.П. Лунные ритмы у человека (Краткий очерк по селеномедицине). – М.: Медицина, 1990.