Надо ли разделять неразделимое

Опубликовано в журнале "Химия и жизнь" № 4, 2007, с. 38-42.

Минвалеев Ринад Султанович, 
кандидат биологических наук

Если вам еще не предлагали выбросить гарнир из тарелки с бифштексом или есть сыр отдельно от хлеба, то могу вас поздравить – вам крупно повезло с вашим окружением. Всем остальным можно только посочувствовать! Традиционные сочетания продуктов, например, картофельное пюре с молоком и луком вместе с котлеткой и хрустящим соленым огурцом с некоторых пор объявлены страшным ядом, образующимся прямо у вас в желудке!

И это только один из удивительных выводов ставшей весьма популярной в последнее время теории раздельного питания, автором которой считается американский врач Герберт Шелтон. Здесь и далее прошу меня заранее извинить, но я не буду ограничивать себя в выражениях, поскольку речь пойдет о воинствующем невежестве, заполонившем прилавки книжных магазинов и мозги доверчивых читателей.

Как, якобы в заботах о здоровье, нам портят аппетит

Уж насколько безграмотен был Герберт Шелтон в элементарных вопросах гастроэнтерологии (именно так, а не иначе!), но даже ему не могла прийти в голову та откровенная чепуха, которую пишут в своих книгах многие его российские последователи. Дескать, поскольку в кислой среде желудка перевариваются только белки, то углеводы в виде картошки или хлеба, по их мнению, в желудке за невостребованностью просто гниют!

Испортить аппетит можно по-разному… Можно, например, прямо в тарелку соседа по столу кинуть что­нибудь нехорошее… За последствия я не ручаюсь, но аппетит будет испорчен надолго, если не навсегда! Вот примерно такого результата можно добиться, если всерьез представить себе как у вас там, в желудке, картошка «гниет», пока лежащий рядом антрекот переваривается!

И невдомек доверчивому читателю «оздоровительной макулатуры», что в желудке концентрация соляной кислоты такова, что порой может растворить гвозди, и как следствие, никакое «гниение» чего бы то ни было там просто невозможно. Именно кислая среда желудка обеззараживает поступающую пищу так, что мы иногда можем себе позволить «позабыть» о правилах гигиены, например, «помыть» яблоко, потерев его о рукав. Относительно стерильная среда поддерживается также в двенадцатиперстной кишке и в тонком кишечнике. Собственно, интенсивное размножение бактерий начинается только в толстой кишке, о чем был подробный разговор в предыдущей главе.

Так откуда взялась эта злая шутка про гниение в желудке после употребления обычной смешанной пищи?! Ответ очень прост. Только напугав человека до полусмерти, можно заставить его поверить во все, что угодно. Что черное это белое, а белое это красное. Что домашние котлетки это яд (!?), что о бутерброде с колбасой надо навеки забыть, что дыня – это вообще, что-то ни с чем не совместимое, и так далее без конца!

Так в чем же принципиальная ошибка раздельного питания?

Для обоснования теории раздельного питания Герберт Шелтон апеллировал к теории раздельного переваривания белков в кислой среде желудка и углеводов в щелочной среде тонкого кишечника, что на самом деле является просто свидетельством его недостаточного знакомства с учебником по физиологии человека. Складывается впечатление, что «всемирно известный» американский врач имел весьма приблизительное представление о функциях, находящейся между желудком и тонким кишечником двенадцатиперстной кишки. А ведь именно в ней перевариваются (внимание!) одновременно белки (ферментом поджелудочной железытрипсином и прочими протеиназами), жиры (липазами при участии печеночной и пузырной желчи) и углеводы (различными амилазами). То есть никакого «раздельного» пищеварения, по крайней мере, в двенадцатиперстнойкишке, просто не существует! (Табл. 1) Неужели трудно было Герберту Шелтону и всем его легковерным последователям прочитать внимательнее любой (подчеркиваю, любой!) учебник по нормальной физиологии, хотя бы для медицинских сестер?! И тогда бы им стало ясно, что самим своим существованиемдвенадцатиперстная кишка полностью опровергает всю концепцию необходимости раздельного питания для «облегчения» пищеварения. На самом деле в пределах двенадцатиперстной кишки никакого конфликта пищеварительных ферментов просто не может быть! Белки, жиры и углеводы все вместе благополучно перевариваются вплоть до того, что при тяжелых формах язвенной болезни желудок вообще можно полностью удалить, соединив двенадцатиперстную кишку напрямую с пищеводом – и ничего, живут себе люди, переваривая белки, жиры и углеводы с помощью только ферментов, выделяемых в полость двенадцатиперстной кишки! Чтобы убедиться в этом, необходимо всего лишь перевернуть следующую за разделом «Пищеварение в желудке» страницу любого учебника по физиологии человека! Таким образом, никакого серьезного «теоретического» обоснования концепции раздельного питания просто не существует!

Таблица 1. Органы пищеварения и пищеварительные ферменты

Органы пищеварения

Пищеварительные ферменты и соки

Что переваривают

Ротовая полость

птиалин

сложные углеводы

Пищевод

-

-

Желудок

пепсин и соляная кислота

белки

Двенадцатиперстная кишка

амилазы

простые и сложные углеводы

липазы, желчь

жиры

трипсин, химотрипсин

белки, пептиды

Тонкая кишка

лактаза

молочный сахар

аминопептидаза, карбоксипептидаза

пептиды

Вспомним к тому же, что любой из так называемых натуральных продуктов изначально содержит все эти компоненты вместе  белки, жиры и углеводыРавным образомдовольно много растительного белкасодержится в картофеле (до 2%), а углеводы присутствуют в мясе (так называемый животный крахмал гликоген) и т. д. и т. п. И никогда это не вызывало никаких проблем с перевариванием этих, что называется, «натуральных» смесей белков и углеводов! Про индивидуальную непереносимость отдельных продуктов (пищевая аллергия и т. п.) я здесь не говорю…

Так что же происходит при длительном раздельном питании?

Когда мы съедаем преимущественно белки, то для их переваривания выделяются соответствующие ферменты,расщепляющие именно белки (прежде всего, пепсин в желудке и трипсин в двенадцатиперстной кишке[1])Для переваривания углеводов требуются только амилазы  ферменты, расщепляющие именно углеводы. Все это было бы замечательно, если бы через какое-то время организм не утрачивал способность производить эти ферменты в достаточном количестве. Фактически переход на раздельное питание детренирует органы пищеварения, поскольку не дает полноценной нагрузки на различные ферментативные системы, что приводит к известному факту: приучившие себя к раздельному рациону уже не могут вернуться к полноценному смешанному питанию.

Пищеварительные железы в условиях длительного раздельного питания попросту утрачивают способность переваривать смешанную пищу. При хронической недозагрузке ферментативных систем пищеварительного тракта возникает закономерное ослабление их функции, что и проявляется в неспособности справиться со смешанной пищей!

Как правило, это выглядит следующим образом: где-нибудь в гостях или под давлением родственников поборник раздельного питания скрепя сердце нарушает «священный» обет здорового питания и соглашается съесть домашнюю котлетку, приготовленную с любовью и знанием кулинарного искусства. После чего последователю Шелтона становится плохо. Далее плохо становится всем окружающим, потому что это они – такие-сякие – подсунули ему эту «отраву», которой привыкли «зашлаковывать» себя и так далее в том же духе. В результате у всех испорчены настроение и аппетит, что опять же ведет к еще большему нарушению пищеварения у участников прерванного торжества. И наконец, все расходятся – одни с твердым намерением больше никогда не приглашать этого «придурка» на общие вечеринки, а сам виновник испорченного настроения с не менее твердым решением больше никогда не нарушать правил «здорового» питания.

От раздельной диеты к расщепленной психике

Еда, вместо того, чтобы объединять людей, разъединила их настолько, что озабоченные собственным питанием люди через некоторое время могут общаться только с теми, кто разделяет их убеждения по той или иной системе оздоровления. Причем главным предметом разговоров становится, естественно, еда. Разумеется, правильная, «здоровая», соевая, постная, макробиотическая, способствующая похуданию, устранению целлюлита и все такое прочее. Как будто помимо еды нет других тем для разговоров! Налицо явные признаки маниакального сужения сознания. Попросту говоря, легкая форма сумасшествия…

И это не голословное утверждение! Дело в том, что от раздельного питания страдает не только пищеварение, но и психика. Вы никогда не задумывались, почему многие натуропаты такие злобные? Вот увидят какое-нибудь нарушение заповедей «здорового» питания, и тут же скандал затевают, всем настроение портят… Постоянно пугают добрых людей преждевременной смертью от таких ужасных заболеваний, как рак, атеросклероз, сахарный диабет и тому подобной жути… Да и вообще они какие-то дерганные, нетерпимые к чужому мнению… На лице маска вечного недовольства – то, что раньше называли ПОСТное выражение лица (обратите внимание на уголки губ у похудевших – они почти всегда опущены вниз). Случайно ли такое изменение характера, наблюдаемое у многих поборников здорового питания? Не вызвано ли это изменениями привычек в питании? А ведь с физиологической точки зрения все очевидно.

Оказывается, между характером питания и настроением существует прямая взаимосвязь, знакомая каждому, кто имел сколько-нибудь длительные перерывы в еде. Голодный человек практически всегда злой, неуравновешенный, готов «на всех броситься». За этим стоит древний инстинкт охотника, помогающий в поисках возможной добычи. Но стоит, придя домой, поесть, как тотчас мир вокруг меняется явно в лучшую сторону…

Известно, что настроение напрямую зависит от содержания в головном мозге некоторых нейромедиаторов, а именно, серотонина, допамина и норадреналина. Из них повышает настроение только серотонин. А он синтезируется в мозговой ткани только из одной аминокислоты L-триптофана, которая доставляется в головной мозг из потребленного с пищей белка – в основном, мяса. Сравнительно недавно было установлено, что это происходит только в том случае, если из кишечника в кровь поступают белки и углеводы одновременно! Тогда углеводы, всосавшиеся в кровь в виде глюкозы, тут же проникают в головной мозг и одновременно открывают доступ в головной мозг триптофану[2]. А далее в головном мозге из триптофана синтезируется серотонин, который вместе с допамином и дает чувство приятного умиротворения, наступающее вскоре после еды. Так вот именно для того, чтобы улучшить вам настроение, еда должна быть смешанная, предпочтительно смешивать белки и углеводы. Вам теперь понятно, в чем заключается смысл «сладкого», подаваемого как третье блюдо? Вот именно для того, чтобы поднять настроение после еды, мы и задаем вопрос: «А что у нас сегодня на сладкое?!» Именно этой цели служат кисло-сладкие соусы ряда национальных традиций питания, как, например, в китайской кухне, где сахар добавляется практически во все блюда (и, кстати, входит в состав подавляющего большинства лекарств традиционной китайской медицины!).

Связь между смешанным (белково-углеводным) питанием и настроением оказалась настолько тесной, что в последнее время такая диета рассматривается как реальная альтернатива широко используемым антидепрессантам нового поколения типа прозак, которые также увеличивают различными способами содержание все того же серотонинадопамина и норадреналина. Надо ли объяснять, что при таком «лечении» депрессии (хронически пониженного настроения) с помощью «всего лишь» диеты в виде обычнойтрадиционной кухни, никаких побочных эффектов не наблюдается. Одним словом, питайтесь правильно, и с головой будет все в порядке! Попробуйте вернуться к старому как мир завтраку с бутербродом из булки (углеводы) с колбасой и сыром (белки) плюс сладкий чай с лимоном (легкоусвояемые углеводы и витамины)! И вы неожиданно обнаружите давно забытую радость, исходящую чуть ли не из области желудка (если, конечно, еще не утратили за время увлечения раздельным питанием способность переваривать смешанную пищу)!

Таким образом, столь широко пропагандируемое ныне раздельное питание («Ешьте белки отдельно от углеводов и т. п.») представляет собой не что иное, как прямой путь к снижению поступления L-триптофана в мозг, и соответственно, к уменьшению содержания в головном мозге нейромедиаторов «хорошего настроения». Получается, что раздельное питание фактически ведет к немотивированным депрессиям, широко распространенным именно в последнее время!

В этой связи вызывает серьезные опасения и система питания по М. Монтиньяку, в которой рекомендуется значительно уменьшить легкоусвояемые углеводы, например, обычный сахар. Все было бы хорошо, но голова от такого питания практически перестает нормально функционировать, поскольку для нормальной жизнедеятельности нервных клеток требуется бесперебойное снабжение именно легкодоступной глюкозой. Многие отмечают, что при следовании рекомендациям по резкому ограничению в питании углеводов наблюдается снижение умственной работоспособности, памяти, быстроты мышления и…, опять таки, настроения! [3]

– Но ведь нельзя же быть рабом своего желудка, и есть все подряд! – воскликнет увлеченный диетами читатель при одном только воспоминании о бабушкиных пирогах….



[1] Трипсин участвует в переваривании белков и далее в верхних отделах тощей кишки, но процесс этот является только дополнением к уже состоявшемуся расщеплению белков в желудке.

[2] См. об этом, например: Дильман В.М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). – М.: Знание, 1981. – С. 174.

[3] Жуков Д.А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы: Учебник. – СПб.: «Юридический центр пресс», 2004. – С. 130-134. См. об этом также: Катценштейн Л. Зверобой против депрессии, или Секреты травы Иоанна Крестителя. –  М.: КРОН-ПРЕСС, 1998, – С. 150-153


Файлы для скачивания:
12345
E-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений. Отправляя данные, Вы выражаете согласие с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности