ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости
Опубликовано в книге ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции (19 – 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург)/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135.
ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости
Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Тимофеев В.И., *Танака А.
Санкт-Петербургский государственный университет
* Университет Койасан (Япония)
Тибетская йога Туммо, базовая практика шести йог Наропы, с одной стороны относится к одной из самых закрытых психотехник тибетского буддизма, а с другой стороны является своеобразной «визитной карточкой» тибетского тантризма. Способность адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид-Неэль, Элиаде]). Известная картина Н.К.Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный йог, сидящий в позе лотоса среди заснеженных горных вершин, похоже, также была зарисована с натуры.
Объективные исследования
Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода повышения холодоустойчивости. В рамках традиции тибетского буддизма повышение холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной стороны как побочный эффект тантрических практик, а с другой стороны широко используется как критерий успешной реализации [Тубтен Еше 2010, Музруков 2010].
При этом заявленная в литературе холодоустойчивость тибетских практиков туммо в объективных исследованиях на сегодняшний день не получила подтверждения. Так в 1981 году ассоцированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон с коллегами получает возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала) в феврале 1981 года [Benson et al. 1982]. Для этого времени года это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования, на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного комфортного диапазона (от 16 до 20 ⁰С), что следует из всех трех температурных графиков, представленных в работе (наиболее наглядно на рис. 1)
Рис. 1. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по [Benson 1982])
Собственно, по кусочно-линейной графической интерпретации температурных отведений от пальцев рук и ног испытуемого монаха J. T. (потратившего по устному заявлению около 6 лет на изучение практики туммо) можно заключить, что Бенсон Г. с коллегами зафиксировали известные результаты отогревания периферии у испытуемых, пришедших с мороза в теплую комнату (см. рис. 2).
Рис. 2. Изотермы обнаженного человека в условиях холода (а) и жары (б) [Бартон и Эдхолм 1957]
Второе опубликованное исследование было выполнено Марией Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо Тибетского нагорья. Однако по описанию условий эксперимента М.Кожевникову с коллегами так и не допустили в комнату, где проводились испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰С [Кожевникова 2013].
Реконструкция
Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию туммо и провести испытания метода в различных условиях (воздушное охлаждение, водопады, холодная вода) [Минвалеев 2008-2014].
Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев 2008a,б]. Тантрические тексты весьма далеки от современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты, переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это будет тепло/жар в разных ипостасях. И вытекающая отсюда повышенная устойчивость к охлаждению (поддержанию относительного постоянства температуры тела), которая и была предусмотрена как известная проверка компетентности в туммо (высушивание мокрых простыней обнаженным телом на морозе).
Именно такой подход позволил в свое время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции последовательного заимствования: «…Тум-мо является його-тантрическим упражнением, хорошо известным аскетической традиции Индии. Мы уже упоминали сильный жар, возникающий при пробуждении кундалини. Тексты сообщают, что психическое тепло образуется посредством задержки дыхания и преобразования сексуальной энергии…» [Элиаде, с. 317]. Следует отметить, что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в ашрамах Ришикеша в Северной Индии.
К аналогичному выводу пришел и Глеб Николаевич Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо [Музруков 2010]. По нашему мнению, именно личный опыт Г.Н. Музрукова дал основание обозначить практику подъема кундалини «как прародительницу туммо» [Музруков 2010, c. 24], что позволило и нам использовать известные йоговские технологии для воспроизводства техники туммо вне тантрических религиозных представлений.
Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по [Тринчер 1960] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего (тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди "восемнадцати колес туммо", порождающих жар [Марпа].
Рис. 3. Схема визуализируемых каналов при выполнении подъема кундалини
В практике так называемого «подъема кундалини» (рис. 3) применялась последовательная тройная бандха (мула-уддияна-джаландхара) в разных вариантах. Иногда все бандхи выполнялись вместе, иногда каждая бандха в отдельности в сочетании с асанами и/или пранаямой (маха-бандха, бхуджангасана, маха-мудра, маха-ветха). Все эти технические приемы подробно изложены в авторитетной литературе [Упанишады, Путь Шивы 1994], по которой мы ее и воспроизвели, опираясь на опубликованную методику Г.Н. Музрукова [Музруков 2010], ряд опубликованных текстов по практике туммо [Цонкапа, Муллин 1998, Тубтен Еше 2010], а также на сборник [Марпа] в неопубликованном переводе Алексея Васильева.
Методика экстренного повышения теплопродукции на основе адаптированной практики йоги внутреннего тепла «туммо»
(авторы Минвалеев Р.С. и Тимофеев В.И.).
Условия применения:
Уединенное место для минимизации отвлечения внимания. Желателен внешний холод для обеспечения обратной связи эффективного освоения практики и для отвода избыточного тепла (защита от перегрева), например:
1) сидя на морозе при отрицательных температурах (парк, балкон);
2) сидя в холодной воде, оставив голову над водой (можно и в ванной со льдом);
3) сидя под водопадом, не подставляя голову под падающую воду.
Последовательность действий и визуализаций, цель которых обеспечение правильных мышечных напряжений (идеомоторика):
Подготовительные упражнения (можно выполнять в одежде для предварительного разогрева):
- Принимаем асану в смысле Патанджали [Путь Шивы 1994] (удобный и устойчивый сед – лотос, полулотос, по-турецки, при необходимости подкладываем что-нибудь мягкое под седалище для обеспечения поясничного лордоза и для минимизации отвлечений)
- Выполняем упражнения трункор (потягивание льва, натягивание лука (рис. 4), скручивание, вытягивание вверх, самомассаж от туловища к конечностям и прочий тибетский фитнес, например, по Г.Н. Музрукову [Музруков 2010])
- Выпрямление спины, упираясь тыльной стороны ладоней в бедра с одновременным сведением лопаток.
- Высмаркивание последовательно через каждую ноздрю, зажав другую.
- Агнисара (наули)
- Дыхание вазы: медленные и спокойные вдохи и выдохи с отслеживанием потоковых ощущений в ноздрях (наблюдение прохлады на вдохе, тепло на выдохе), с акцентом на брюшном дыхании (на вдохе выпячиваем низ живота, на выдохе втягиваем). Выполняется до появления успокоения, общей мышечной релаксации и способности устойчиво удерживать внимание.
Рис. 4. Предварительные упражнения трункор в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Тимофеев В.И.
Основная практика
- Обязательное высмаркивание последовательно через каждую ноздрю (см. предварительные упражнения) для очищения дыхательных путей.
- Принимаем асану. Мысленно представляем (визуализируем) внутри тела прямую трубку (сушумна/авадхута) – идеомоторный прием для поддержания прямой спины (сидеть как будто «аршин проглотил»). Сверху трубка открыта через макушку.
- Выдыхаем воздух и, втягивая живот, выполняем агнисару (наули) до ощущения тепла в области груди или спины, напротив грудины (запуск экстренной теплопродукции).
- Складываем руки в виде чаши, положив пальцы правые ладони на левые, на четыре пальца ниже пупка, соединив подушки больших пальцев над сложенными ладонями. Прижимаем соединенные большие пальцы к области под пупком (идеомоторное указание на область разжигания внутреннего тепла - см. ниже)
- Выдыхаем тремя медленными и спокойными выдохами, каждый из которых длиннее предыдущего, до удаления альвеолярного воздуха, потом вдыхаем в три приема, так чтобы каждый последующий вдох был длиннее предыдущего.
- Вдыхаем медленно и глубоко, сохраняя спину прямой, соединив лопатки, и, удерживаем джаландхара-бандху так, чтобы видеть место соединения больших пальцев рук.
- Мысленно представляем два потока воздуха через правую и левую ноздри отдельно и направляем визуализированный воздух («ветер») справа и слева от уже визуализированной трубки вниз (до уровня примерно на четыре пальца ниже пупка, где сложены ладони в чашу – идеомоторное препятствие для выпадения «ветра» вниз).
- Усиливаем преграду для предотвращения выпадения «ветра» (визуализированного потока воздуха) вниз, выполнив легкую мула-бандху (степень напряжения достаточная для привычного предотвращения отведения скопившихся газов (тех же «ветров» из кишечника).
- Опускаем диафрагму вниз, слегка выпятив живот (дыхание вазы)
- Мысленно представляем воздушный шарик внизу живота с выводной трубкой верх (сушумна/авадхута). Трубка перекрыта поддержанием джаландхара-бандхи (запечатанная ваза, сиречь кумбхака).
- Сдавливаем воздушный шарик снизу справа и слева, подтягивая промежность вверх (фактически, усиливаем мула-бандху).
- Мысленно представляем подгибание правого и левого потоков визуализированного «ветра», вслед за мышечным подтягиванием промежности (мула-бандхой), как бы вводя оба потока в центральную визуализированную трубку справа и слева снизу с мысленной опорой на контакт с областью чуть ниже пупка больших пальцев над ладонями, сложенными в чашу (см. п. 4) (рис. 5)
- Медленно выдыхаем через центральную трубку, как бы стравливая воздух из визуализированного шарика внизу живота, обжиманием справа и слева.
- В животе разгорается огненный шар, согревающий все тело, что иногда ощущается уже после практики (ощущение жара должно возникнуть само, без представлений об огне, тлеющем угольке и проч.).
- Некоторое время сидим и наслаждаемся выделяющимся теплом. Далее повторяем действия с п. 5 по 13, но при необходимости добавляем агнисару (п. 3)
- Прекращение практики выполняем последовательно, например, выходим из воды, и на воздухе некоторое время продолжаем практику согревающего дыхания для поддержания теплового баланса.
Рис. 5. Практика туммо в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Минвалеев Р.С.
Техника безопасности:
- К практике приступать на фоне относительного физического здоровья
- При появлении холодовой дрожи практику прекратить.
Выводы
- Физиологическая составляющая практики туммо сводится к методам повышения теплопродукции, которая и проверяется холодовыми испытаниями.
- Реконструированы две технологии, являющиеся производными от известных практик хатха-йоги: 1) агнисара/наули, 2) последовательность мышечных замков (бандх) для т.н. «подьема кундалини»
- Визуализации сводятся к идео-моторным указаниям для обеспечения правильного (в смысле йоги туммо) тонического или динамического напряжения соответствующих групп мышц.
Благодарности
Авторы выражают глубокую благодарность директору киностудии исторического фильма «Фараон» Ирине Владимировне Архиповой, организатору и вдохновителю международных научно-исследовательских экспедиций в Гималаи в рамках ее авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с), направленного на поддержку отечественной науки. Ежегодные экспедиции под ее руководством на Эльбрус в 2007 году и в Гималаи в 2008-2014 годах позволили накопить достаточный эмпирический материал для исследования йоги туммо в режиме автоэксперимента и выйти на монахов, практикующих туммо в отдаленных монастырях Гималаев.
Литература
Давид-Неэль — Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В.Ковальчук. – К.: «София», 2003; М.: «София», 2003.
Элиаде — Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и примеч. С.В. Пахомова. – М.: Академический Проект, 2012. – 427 с.
Тубтен Еше 2010 — Лама Тубтен Еше. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау; перевод с англ. В. Д. Ковалева. – М.: Номос, 2010. – 352 с.
Муллин 1998 — Муллин Г. Избранные сочинения второго Далай Ламы. Тантрические йоги сестры Нигумы /пер. с англ. Ф.Маликова. – М.: Цасум Линг, 1998.
Цонкапа — Чже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы "Обладающее троичной надежностью" Перевод с тибетского: А. Кугявичус. Редактор перевода: А.Терентьев - СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2013.
Benson 1982 — Benson H. et al. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga // Nature. 1982; В.295(5846), - p:234-236.
Бартон и Эдхолм 1957 — Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода // Пер. с англ. – М.: Издательство научной литературы, 1957.
Кожевникова 2013 — Kozhevnikov M. et al. Neurocognitive and Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and Reality // PLoS One. 2013: Epub.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3612090/
Минвалеев 2008a — Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. Математическая модель термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический подход // Альманах клинической медицины. Том XVII, часть 1. III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в медицине. – М.: МОНИКИ, 2008. – с. 205-208.
Минвалеев 2008б — Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.
Минвалеев 2008в — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: управляемое снижение атерогенных липидов и кортизола в условиях низких температур и высокогорья // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», 20-21 октября 2008 года. СПб.: Unlimited Press, 2009, – с. 527-535.
Минвалеев 2012а — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: сравнение управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010 года (г. Москва). – М.: Алмазный путь, 2012. – с. 172-177.
Минвалеев 2012б — Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечнососудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: Перо, 2012, – с. 244-249.
Минвалеев 2014 — Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment // Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2014, Vol. 20, No4. — p. 295-299.
Тринчер 1960 — Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. М.: Издательство АН СССР, 1960
Музруков 2010 — Музруков Г.Н. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений Наропы». – М.: Городец, 2010. – 132 с.
Упанишады — Упанишады йоги и Тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. – М.: Алетейа, 1999. – 256 с.
Путь Шивы 1994 — Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов) / Пер. с санскр. – Киев: Общество ведической культуры «Экслибрис», 1994г. - 176 с.
Марпа — Творения Марпы Лоцавы и других. «Волшебное колесо каналов и ветров» / Сост. Тхубтен Пхюнцхог, Пекин, 1993 (Неопубликованный перевод Васильева А.)
Информация об авторах:
Минвалеев Ринад Султанович, СПбГУ (Россия), проф., к.б.н., rinad_minvaleev@mail.ru
Тимофеев Владимир Игоревич. СПбГУ (Россия), timvi@yandex.ru
Танака Акеми, Университет Койасан (Япония), shingon@mail.ru